Деятельность Ресурсного центра

В настоящее время актуальным является создание системы оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Дети с РАС испытывают особые трудности в социальной адаптации и требуют специальной поддержки. В квалифицированной, систематической психолого-педагогической помощи нуждаются и родители этих детей.

В результате своевременно начатой коррекционной работы возможно преодоление (смягчение) аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум.

В МБУ ДО г. Мурманска «Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» открыт муниципальный Ресурсный центр по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС и их семей.

Основная цель Ресурсного центра – развитие системы комплексной психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям в городе Мурманске.

Направления деятельности Ресурсного центра:

  • проведение комплексной психолого-педагогической диагностики с целью выявления специфических особенностей развития ребенка;
  • разработка стратегии и последовательности комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи;
  • реализация комплексных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и их семей;
  • организация и проведение мониторингов по оценке качества оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим;
  • психолого-педагогическая поддержка семей, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС;
  • осуществление межведомственного взаимодействия, сотрудничество с общественными и организациями-партнерами, оказывающими помощь детям с РАС и их семьям;
  • оказание методической и информационно-аналитической поддержки педагогам образовательных организаций, работающим с детьми с РАС;
  • внедрение и распространение современных технологий, обобщение и систематизация передового педагогического опыта по сопровождению, воспитанию и обучению детей с РАС;
  • осуществление информационно-просветительской деятельности с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей с РАС, формирования к ним толерантного отношения.

Об организации развивающей предметно-пространственной среды в Ресурсном центре по сопровождению детей с РАС и их семей

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) нуждаются в особой безопасной поддерживающей среде, которая помогла бы им естественно расширить возможности участия в повседневных ситуациях и взаимодействия с миром и окружающими людьми. Пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации, поэтому в Ресурсном центре большое внимание уделяется оснащению развивающей предметно-пространственной среды в учебных кабинетах. Правильно организованная среда соответствует всем требований ФГОС: создаются необходимые условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.2

Пространство, организованное для работы с детьми с РАС характеризуется упорядоченностью, постоянством, функциональностью и немногочисленностью материалов, которые находятся на виду у ребенка. При организации коррекционно-развивающих сеансов учитываются основные критерии: распределение и удобство использования предметов и оборудования для работы с детьми; возможность смены динамических поз при организованных формах взаимодействия специалиста с ребенком/ с ребенком и родителем; гармоничность цветового и объёмно-пространственного решения; эстетическая организация интерьера. Оснащение Ресурсного центра позволяет выстраивать коррекционно-развивающий процесс в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учёта их особых образовательных потребностей.

5

  • Тренажер-балансир «Сибирский борд» способствует всестороннему развитию ребенка через движение и мозжечковую стимуляцию, что позволяет повысить концентрацию внимания, способствует развитию всех видов памяти, математических представлений, способности к планированию, развитию речи, улучшает анализ и синтез информации.
  • Программно-дидактический комплекс «Логомер-2» позволяет работать над развитием дыхательной функции, фонематического восприятия, навыков звукоподражания; над формированием и развитием лексико-грамматических категорий и связной речи в привлекательной для детей игровой форме с возможностью изменения уровня сложности предъявляемых заданий, что обеспечивает учет особенностей каждого ребенка.
  • Утяжеленное оборудование (жилет, шарф) позволяет воздействовать на проприоцептивную систему ребенка через нервные окончания, расположенные в мышцах, суставах и связках. Эти окончания получают сигнал о напряжении и передают его в мозг, где он обрабатывается. Мозг отвечает на это сигналом мышцам сократиться или расслабиться, улучшая этот ответ за счет более сильной нервно-мышечной связи с мозгом. Такое оборудование успокаивает, снимает тревожность, помогает концентрировать внимание ребенка.
  • Вращающееся кресло позволяет решать задачи сенсорной интеграции, развития навыков коммуникации, регуляции эмоционального состояния (вращение в медленном темпе успокаивает, расслабляет, а в быстром- активизирует работу мозга, повышает активность ребенка, вызывает яркие эмоции), а также может служить местом отдыха и уединения для ребенка. 

Руководитель Ресурсного центра:

Рубцова Анна Владиленовна, заместитель директора, тел. (8152) 52-63-03

 

 

Новости ресурсного центра

  • Специалисты Ресурсного центра рекомендуют родителям литературу к прочтению

    Четверг, 24 Ноябрь 2022

    В настоящее время большое количество разрозненной информации о воспитании и обучении детей с РАС (расстройство аутистического спектра) о подходах к коррекции данного расстройства. Очень важно вычленить из этого потока именно те сведения, которые позволят сформировать достоверное представление об особенностях детей с РАС, о возможностях взаимодействия и обучения...

  • Методы и приемы работы по коррекции нежелательного поведения детей с РАС

    Четверг, 17 Ноябрь 2022

    Многим детям с РАС тяжело удержаться в одной позе на занятии, например, сидеть за столом и выполнять определенное упражнение. Чтобы избежать проявлений проблемного поведения на занятиях, специалисты Ресурсного центра по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС и их семей, применяют следующие методы и приемы работы...

  • ИМИТАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС В УСЛОВИЯХ ППМС-ЦЕНТРА

    Четверг, 10 Ноябрь 2022

    Имитация — одно из самых важных средств, которыми пользуются дети, поскольку они становятся участниками различных ситуаций, из которых черпают свои знания. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Такая форма обучения является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понимать процесс имитации, но и использовать ее для приобретения новых умений и знаний...

  • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТООТРАЖАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ

    Четверг, 03 Ноябрь 2022

    В целях снижения количества ДТП с участием детей-пешеходов и популяризации использования юными пешеходами светоотражающих элементов в ППМС-Центре регулярно проводятся информационно-пропагандистские акции «Засветись, стань заметней на дороге!»...

  • Использование сенсорных игр с дошкольниками с РАС в ППМС-Центре

    Пятница, 28 Октябрь 2022

    Специалисты Ресурсного центра по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС и их семей на коррекционно-развивающих сеансах применяют сенсорные игры, направленные на стимуляцию речевой активности, обогащение словаря и выполнение инструкций педагогов, используя для этого муляжи овощей и фруктов...