План работы Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Мурманске на 2022-2023 учебный год.

Цель деятельности Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Мурманске (далее - Службы): содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации в обществе, повышения компетентности родителей (законных представителей), включения ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.

Задачи Службы:
  • Обеспечение взаимодействия с организациями здравоохранения, образования и социальной защиты для своевременного выявления и направления детей и семей, нуждающихся в ранней помощи, в Службу, а также для обеспечения комплексной помощи.
  • Проведение углубленного междисциплинарного обследования приоритетных потребностей ребенка и семьи, основных областей развития ребенка, функций и структур его организма, социального окружения и физической среды, влияющей на ребенка.
  • Разработка, реализация и определение эффективности индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
  • Развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, в вопросах использования специального оборудования, необходимого ребенку с нарушениями мобильности и /или коммуникации.
  • Организация перехода ребенка в группу дошкольного образовательной организации в рамках индивидуального плана сопровождения ребенка и семьи.
  • Информирование профессионального сообщества и общественности о деятельности Службы, включая просветительскую деятельность в сфере ранней помощи.
  • Оказание методической и информационно-аналитической поддержки образовательным организациям, работающим с детьми раннего возраста с ОВЗ.

 

Перспективные задачи Службы:

1. Реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности для детей раннего и младенческого возраста «Растем вместе».
2. Внедрение системы наставничества (оказание методической и практической помощи специалистам Службы).
3. Обучение на целевых курсах специалистов Службы по методу М.Монтессори; организации ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям.
4. Участие специалистов Службы на МО, семинарах по вопросам оказания помощи детям раннего возраста и их семьям.

1. Организационно-аналитическое направление деятельности Службы

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

1.1.

Приведение локальных актов МБУ ДО ППМС-Центра в соответствие с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность Службы

Август, 2022 г.

Локальные акты МБУ ДО ППМС-Центра:

- приказ об организации деятельности Службы;

-приказы о комплектовании Службы;

- приказы об открытии групп Службы.

  • Подписан приказ об организации деятельности Службы в МБУ ДО                   г. Мурманска ППМС-Центра;
  • Подписаны приказы о комплектовании и об открытии групп Службы.

1.2.

Проведение мониторинга ресурсного обеспечения (кадровые, материально-технические  условия)     Службы

Август, сентябрь  2022г.

Информационная справка

Определен уровень созданных условий для дальнейшего функционирования Службы, составлен перечень оборудования и пособий при их необходимости. Осуществлена закупка необходимых материалов.

1.3.

Разработка порядка направления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом, медицинском и социальном сопровождении, в Службу

Сентябрь,  2022 г.

Порядок направления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом, медицинском и социальном сопровождении, в Службу

Определен порядок направления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом, медицинском и социальном сопровождении, в Службу

1.4.

Разработка и утверждение плана деятельности Службы МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра на 2022-2023 уч. год.

Август,  2022 г.

План деятельности Службы МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра

Разработан план деятельности Службы на 2022-2023 уч. год.

1.5.

Составление банка данных о Службах раннего сопровождения детей  с ОВЗ в г. Мурманске

В течение года

Электронный банк

Составлен банк данных о Службах детям с ОВЗ.

1.6.

Выявление и анализ запросов от образовательных организаций на оказание

методической поддержки по вопросам комплексной помощи детям раннего возраста с ОВЗ.

Сентябрь, октябрь

2022г.

Информационное письмо в образовательные организации с целью выяснения запроса на оказание методической помощи.

План по оказанию методической поддержки  организаций и специалистов, работающих с детьми  раннего возраста с ОВЗ.

1.7.

Организация выездов в ДОО  (с целью оказания методической и организационной помощи на местах).

В течение года

по запросу ДОО

Информационная справка

Организованы выезды в ДОО для оказания организационной и методической помощи специалистам в создании специальных условий для детей с ОВЗ раннего возраста

1.8

Проведение мониторинга деятельности Служб в ДОО                       г. Мурманска по осуществлению ранней комплексной помощи детям с ОВЗ.

Апрель, 2022 г.

Информационная справка

Определен уровень качества осуществления ранней комплексной помощи детям с ОВЗ в ДОО г. Мурманска.

1.9.

Организация внутреннего контроля:

- Адаптация обучающихся к условиям Службы;

- Качество ведения документации (журналы, ИПС);

- Организация и содержание работы «Школы эффективного родителя».

Октябрь, 2022 г.

Декабрь, 2022 г.

Февраль, 2023 г.

Май, 2023 г.

Информационная справка

Выявлено качество ведения документации Службы раннего сопровождения; проанализировано качество взаимодействия с родителями, оценен уровень адаптации детей к условиям Службы.

 
2. Диагностическое направление деятельности Службы

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

2.1.

Первичное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка.

В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК

 г. Мурманска

Специалисты ТПМПК

г. Мурманска

Протокол ТПМПК

 г. Мурманска

  • выявлены особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении детей.
  • подготовлены по результатам обследования рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания.
  • оказана консультативная помощь родителям (законным представителям) детей.
    • Оценены динамические изменения;
    • внесены коррективы в комплексную индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи.

2.2

Первичное индивидуальное углубленное междисциплинарное обследование основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма.

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Карта комплексного обследования

ребенка раннего возраста.

Составлена комплексная индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи (далее  - ИПС).

2.3

Социально-педагогическое обследование семьи

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Социально-педагогический паспорт семьи

Составлен социально-педагогический паспорт семьи

2.4.

Диагностика детско-родительских отношений в семье.

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Диагностические бланки

Определен круг проблем детско-родительских отношений

2.5

Первичная диагностика уровня психофизического развития  ребенка с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения «Лонгитюд»

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Шкала развития, программа развития ребенка.

«Индивидуальная программа развития ребенка в семье», составленная с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения детей «Лонгитюд»

2.6.

Промежуточное индивидуальное углубленное междисциплинарное обследование основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма.

Через 4 месяца с начала реализации ИПС

Специалисты Службы, специалисты ТПМПК               

г. Мурманска (по необходимости)

Карта комплексного обследования

ребенка раннего возраста.

 

2.7

Промежуточная диагностика уровня психофизического развития  ребенка с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения «Лонгитюд»

Через 4 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Шкала развития, программа развития ребенка.

«Индивидуальная программа развития ребенка в семье», составленная с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения детей «Лонгитюд»

2.8

Итоговое индивидуальное углубленное междисциплинарное обследование основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма.

По завершению срока пребывания ребенка на сопровождении Службы

Специалисты Службы,

специалисты ТПМПК                 г. Мурманска (по необходимости)

Карта комплексного обследования

ребенка раннего возраста.

Определена эффективность пребывания ребенка в Службе раннего сопровождения.

2.9

Итоговая диагностика уровня психофизического развития  ребенка с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения «Лонгитюд»

По завершению срока пребывания ребенка на сопровождении Службы

Специалисты Службы

Шкала развития, программа развития ребенка.

«Индивидуальная программа развития ребенка в семье», составленная с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения детей «Лонгитюд»

Разработаны рекомендации для воспитания и обучения ребенка в условиях семьи.

2.10

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка

В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК

г. Мурманска.

Специалисты ТПМПК               

г. Мурманска

Протокол ТПМПК

г. Мурманска

Уточнены рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и созданию специальных условий обучения и воспитания.

Определен дальнейший педагогический маршрут.

 

3. Реализация комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

3.1.

Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического  сопровождения семьи

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи

Разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи.

3.2

Проведение групповых игровых сеансов (в присутствии родителей) с детьми раннего возраста

С момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями) до момента расторжения договора

Специалисты Службы

Календарно –тематическое планирование игровых сеансов;

журнал учета посещаемости игровых сеансов детьми раннего возраста с ОВЗ

Выполнена программа сопровождения.

3.3

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах  оптимального развития  ребенка раннего возраста

В соответствии с планом работы Службы раннего сопровождения на 2022-2023 учебный год

Специалисты Службы

Календарно –тематическое планирование «Школы эффективного родителя»

Повышен уровень компетентности родителей  в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста с ОВЗ.

 

4. Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ.

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

4.1.

Индивидуальное консультирование родителей

В процессе всего периода сопровождения семьи

Специалисты Службы

Журнал  Cлужбы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Выявлен, уточнен запрос родителей (законных представителей).
  • Обеспечено сотрудничество с родителями в ходе разработки и реализации ИПС.
  • Обсуждены результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка, мониторинга качества освоения ИПС.
  • Оказана поддержка семье в преодолении проблем индивидуального характера.

4.2

Деятельность  «Школы эффективного родителя»

1 раз в месяц в процессе всего периода сопровождения семьи.

Специалисты Службы

Календарно-тематическое планирование «Школы эффективного родителя»;

Печатно-информационные материалы.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей раннего возраста с ОВЗ.

4.4

Изготовление и распространение информационно-просветительских печатных материалов: календари, социальные плакаты.

В течение года

Специалисты Службы

Информационно-просветительские печатные  материалы.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей раннего возраста с ОВЗ.

4.5

Обновление информации на сайте МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра.

1 раз в неделю

Руководитель Службы.

Информация на сайте МБУ ДО  г. Мурманска ППМС-Центра.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей раннего возраста с ОВЗ.

 

5. Методическое направление деятельности Службы

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

5.1

Подготовка и размещение информации о деятельности Службы раннего сопровождения на сайте МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра.

В течение года

Сайт МБУ ДO г. Мурманска ППМС-Центра

Размещена информация по организации Службы на сайте МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра:

- нормативные документы;

-программно-методическое обеспечение;

-методическая помощь специалистам Служб;

-банк данных о Службах в г. Мурманске;

- полезные ссылки.

5.2

Координация деятельности организаций ДОО по развитию  системы комплексной помощи детям раннего возраста с ОВЗ и семьям, их воспитывающим.

В течение года

Информационные справки

Оказана организационно-методическая помощь в реализации  комплексных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи.

5.3

Реализация  адаптированной дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программы социально-гуманитарной направленности для детей раннего и младенческого возраста  «Растем вместе».

В течение года

Анализ промежуточных результатов по реализации программы.

Представить на педагогическом совете в феврале 2024г.

Подведение итогов по  реализации  адаптированной дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программы социально-гуманитарной направленности для детей раннего и младенческого возраста  «Растем вместе».

Представить на педагогическом совете в мае 2024г.

 

Внедрение системы наставничества (оказание методической и  практической  помощи специалистам Службы).

В течение года

Формирование групп, наставнических пар.

Составление дорожных карт, персонифицированных программ.

Повышение профессиональных компетенций  специалистов Службы.

 

Обучение на целевых курсах специалистов Службы

- по методу М.Монтессори;

- организация ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям

В течение года

Подтверждающие  документы

Владение методикой М.Монтессори.

5.4

Участие специалистов Службы в научно-практических конференциях

В течение года

Подтверждающие  документы

Выступления на научно-практических конференциях.

5.6

Участие специалистов Службы на МО, семинарах  по вопросам оказания помощи детям раннего возраста и их семьям

В течение года

Подтверждающие документы,  лист регистрации участников семинара

  • выступления на МО, семинарах;
  • мастер-классы специалистов Службы.